+7 916 791 8341
+7 916 697 5558













Паркет

История и современность мира паркета

Во все времена и у всех народов в строительстве интерьера полам и их убранству уделялось большое внимание. Еще в древние времена во многих странах создавали прочные и красивые полы. В средние века паркету стали уделять больше внимания, он стал неотъемлемой частью новых домов, дворцов и замков. Но своего художественного совершенства паркет достигает к началу 17 века в разных странах Европы. Художественная форма паркета тесно связана с общим стилистическим развитием искусства и архитектуры.

В общественных зданиях Древней Руси полы делали из дерева, из досок или из "деревянных кирпичей". Начиная с 16 века полы в России стали настилать из дубовых клепок, укладываемых рисунком, который носил название "в елочку. Исконное и широко распространенное народное искусство резьбы по дереву, а также навыки в художественной обработке и укладке пола в древнерусском зодчестве создали все предпосылки для быстрого развития художественного паркета в России.

В 17 в. наиболее распространенным приемом укладки паркета был способ, называемый "дубовым кирпичом": паркетины в форме кирпичей укладывали на известковой основе, швы между дубовыми кирпичами заливали известью, смешанной со смолой. Вдоль стен иногда делали дубовый бордюр. Такой паркет знали на Руси и раньше, он уже был известен по Дмитровскому собору во Владимире, по храму Василия Блаженного и Донскому монастырю в Москве. К концу XVII в. он стал более искусным в художественном отношении.

Паркет начала 18 в. связан с русской резьбой. Ассортимент деревьев, употребляемых для паркета увеличился, и наряду с местными породами стали все более широко применять редкие и дорогостоящие сорта привозных "заморских" деревьев. Эти разнообразные сорта деревьев по расцветке древесины и по рисунку наслоений давали возможность мастерам набирать паркетом самые прихотливые и нарядные. В зависимости от материалов паркет носил различные названия: цветной, полуцветной, штучный (набранный из местных пород) и дубовый.

Щитовой паркет

Паркет изготовляли отдельными щитами, поэтому такой паркет получил название щитового. Щит обычно состоял из основания, сбитого из досок, на которые наклеивали планки того или иного рисунка из разнообразной цветной древесины. Щиты укладывали на решетку, состоявшую из сухих брусьев. Щитовой паркет составляли из щитов самой разнообразной формы, в зависимости от рисунка пола: это были квадраты, круги, сегменты, ромбы и др. При наклеивании цветного дерева на щиты применяли два способа: наборная работа - так называемое маркетри, когда рисунок собирали из отдельных частей дерева, тесно пригоняемых друг к другу, и интарсия (инкрустация) , когда в основную породу, служившую общим фоном, врезали отдельные фрагменты цветного дерева.

Большую ценность в паркетах всегда представляла природная окраска древесины. Это и создавало одну из самых характерных особенностей художественного паркета - изменчивую игру дерева на свету. Раскол дерева, в котором направление волокон идет перпендикулярно источнику света, обычно кажется темным, а направление волокон древесины, идущих параллельно источнику света, кажется светлым. Эти свойства древесины широко использовались в паркетных работах. Особенно следует отметить в этом отношении щитовой паркет из отечественных пород - сосны, дуба и березы.

В 18-19 вв. всю работу над паркетами выполняли исключительно ручным способом. Массовое производство паркетных щитов в условиях фабрик начали применять только с 70-х годов 19 века. Вот почему фабричный паркет получил свое распространение только к началу 80-х годов прошлого столетия. Однако развитие механизированного паркета не означало улучшения его качества. К началу 20 века почти все фабрики переходят на массовое производство простой паркетной клепки из самых различных пород древесины. При строительстве жилых и общественных зданий широкое применение находят паркетные полы простой укладки. Художественный паркет остановится большой редкостью.

При сборке щитов всякие неточности в расчетах на то или иное помещение всегда можно было исправить фризом паркета, так как его ширину можно было регулировать. Вот почему фризы, как правило, выполняли на месте. Все это можно видеть на блестяще сохранившихся паркетах останкинского дворца-музея в Москве.

Художественные паркеты

Лучший русский художественный паркет XVIII в. сохранился в Китайском дворце в г. Ломоносове и в Останкинском дворце-музее в Москве. Паркет ХIХ в. - в Государственном Русском музее в Зимнем дворце в С.Петербурге. К художественно значительным паркетам, созданным в советское время, относятся паркетные полы в гостинице "Москва", в высотном здании Московской Мэрии и др.

Простота, ясность и величие которые отразились в проекте Останкинского дворца, где принцип симметрии сочетается с лаконичным и торжественным декоративным оформлением интерьеров здания. Художественный паркет этого дворца вошел в истории русского декоративного искусства как одна из ярких ее страниц. Паркет дворца выполнен в щитовом варианте. Каждый щит имеет основание из сосновых досок, на которое рыбьим клеем наклеен лицевой слой. Толщина этого слоя цветного дерева 15-18 мм. В бывшем Шереметьевском дворце в Останкино нет двух помещений, где бы рисунок паркета повторялся.

Искусство паркетных работ развивалось по тем же законам, что архитектура, живопись и другие виды искусства, но после "золотого" для художественного паркета 18 века, и особенно с развитием в 19 веке массового фабричного производства паркета, его развитие практически замирает на столетие. Устройство паркетных полов из искусства превращается в ремесло. После революции в России краснодеревщиками практически стало нечего делать. Только в 60-х годах, при строительстве высотных зданий начали вспоминать эти работы.

Возрождение искусства паркетных работ

Возрождение художественного паркета началось с реставрационных работ. Сейчас, в самом начале 21 века, несмотря на развитие науки и техники, можно сомневаться - все ли технологические тайны старых мастеров-паркетчиков удалось восстановить. Можно сказать, что благодаря буквально нескольким мастерам-реставраторам искусство художественного паркета в нашей стране сохранилось до наших дней. Правда технология со временем изменяется, детали орнамента и рисунка сегодня вырезаются уже не вручную, а на станках и даже с применением лазера и компьютера, появилось много машин, облегчающих труд, но устройство художественных полов и сегодня большое искусство, кропотливая, ювелирная работа настоящих Мастеров.

ГОСТы по паркету

  • ПАРКЕТ ШТУЧНЫЙ ГОСТ 862.1-85
  • ПАРКЕТ МОЗАИЧНЫЙ ГОСТ 862.2-85
  • ДОСКИ ПАРКЕТНЫЕ ГОСТ 862.3-86
  • ЩИТЫ ПАРКЕТНЫЕ ГОСТ 862.4-87
  • ПИЛОМАТЕРИАЛЫ ЛИСТВЕННЫЕ ГОСТ 2695-83
+7 916 791 8341
+7 916 697 5558
© 2002-2015 Паркет-М